Готовые материалы для тестирования 1 вариант демоверсии ОГЭ по истории 2019 года с ответами
Часть 1
Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?
1) VIII в.
2) IX в.
3) X в.
4) XI в.
2. Русская Правда в Древней Руси – это
1) сборник законов Древнерусского государства
2) первая древнерусская летопись
3) название договора между Русью и Византией
4) литературное произведение, написанное киевским князем
3. Что из перечисленного стало одним из последствий Смуты в начале XVII в.?
1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы
2) вхождение украинских земель в состав России
3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты
4) воцарение династии Романовых на российском престоле
4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, упомянутого в отрывке.
«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т.е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».
1) Иван III
2) Иван IV
3) Фёдор Иванович
4) Борис Годунов
5. Какое из перечисленных событий революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных?
1) принятие манифеста 17 октября
2) Кровавое воскресенье
3) роспуск II Государственной думы
4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
6. III отделение императорской канцелярии было создано в целях
1) создания единого свода законов
2) разработки проектов отмены крепостного права
3) усиления полицейского контроля над обществом
4) улучшения положения государственных крестьян
7. Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной
1) русско-турецких войн
2) заключения Вечного мира с Польшей
3) участия России в разделах Польши
4) антифранцузской политики Российской империи
8. Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.
«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».
1) А.В. Суворов
2) М.И. Кутузов
3) П.И. Багратион
4) М.Д. Скобелев
9. Назовите московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского владычества.
1) Иван Калита
2) Дмитрий Донской
3) Иван III
4) Василий III
10. Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.
1) «Слово о законе и благодати»
2) «Повесть временных лет»
3) «Поучение детям»
4) «Житие Бориса и Глеба»
11. Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР происходила в
1) 1920-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1940-е гг.
4) 1950-е гг.
12. Что из перечисленного относится к событиям Гражданской войны в России?
1) Брусиловский прорыв
2) оборона Порт-Артура
3) разгром войск генерала П.Н. Врангеля
4) защита Брестской крепости
13. Что из перечисленного явилось одним из итогов нэпа?
1) Городское население количественно превзошло сельское.
2) Было ликвидировано кулачество.
3) Была проведена форсированная индустриализация страны.
4) По объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г.
14. Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР?
1) «Тайфун»
2) «Цитадель»
3) «Барбаросса»
4) «Ост»
15. Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции?
«План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции «Багратион» позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».
1) Украина
2) Белоруссия
3) Молдавия
4) Эстония
16. Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?
1) отставка Н.С. Хрущёва
2) принятие Конституции СССР
3) I Съезд народных депутатов СССР
4) XX съезд КПСС
17. Чем завершилась «Пражская весна»?
1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии
2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил
3) роспуском Организации Варшавского договора
4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию
18. Прочтите отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события.
«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены…
В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200–300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента».
1) 1962 г.
2) 1985 г.
3) 1992 г.
4) 1998 г.
19. Первым Президентом РФ был
1) В.В. Путин
2) Б.Н. Ельцин
3) М.С. Горбачёв
4) Е.Т. Гайдар
20. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме.
1) Е.П. Хабаров
2) И.Ф. Крузенштерн
3) В.Д. Поярков
4) С.И. Дежнёв
21. Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является
1) скульптура «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной
2) памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса
3) памятник «Тысячелетие России» М. Микешина
4) скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича
22. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите период, когда произошло событие, которому посвящена данная карикатура.
1) вторая половина 1920-х гг.
2) первая половина 1930-х гг.
3) вторая половина 1930-х гг.
4) первая половина 1940-х гг.
Ответами к заданиям 23–30 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами без пробелов, запятых и других дополнительных символов (например: НиколайВторой).
23. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) отмена крепостного права в России
2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня
3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
4) созыв первого Земского собора
24. Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Положения судебной реформы
А) О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения.
Б) Судебная власть… распространяется на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения
Принципы
1) независимость суда
2) всесословность суда
3) гласность суда
4) состязательность процесса
25. Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 г.? Найдите в приведённом ниже списке два лозунга и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) «Вся власть Советам!»
2) «Долой самодержавие!»
3) «Война до победного конца!»
4) «Никакой поддержки Временному правительству!»
5) «Все на борьбу с Деникиным!»
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Инвестиции различных стран в экономику России
Год | Франция | Англия | Германия |
1880 | 31,4 млн руб. | 30,1 млн руб. | 29,8 млн руб. |
1890 | 66,6 млн руб. | 35,3 млн руб. | 79,0 млн руб. |
Начала суждений
А) К 1890 г. преобладающими в экономике России стали
Б) К концу XIX в. иностранные инвестиции в российскую экономику
В) Наиболее слабой динамикой в конце XIX в. характеризовались
Варианты завершения суждений
1) увеличились
2) германские инвестиции
3) английские инвестиции
4) французские инвестиции
5) сократились
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого-либо преступления.
28. Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) существование внутренних таможенных пошлин
2) существование мануфактурного производства
3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам
4) преобладающее значение сельского хозяйства
Черты сходства | Черты различия | ||
29. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.
30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство;
2) мещанство;
3) крестьянство;
4) чиновничество;
5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Часть 2
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС
«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако <…> трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…
Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…>
Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»
31. Укажите автора доклада и название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну.
32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
33. Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.
1. Укажите год, когда могли произойти указанные события.
2. Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?
3. Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?
34. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
Ответы на 1 вариант демоверсии ОГЭ по истории 2019 года
1-2
2-1
3-4
4-2
5-3
6-3
7-1
8-2
9-3
10-3
11-2
12-3
13-4
14-3
15-2
16-4
17-1
18-3
19-2
20-4
21-1
22-3
23-2431
24-324
25-14
26-213
27-реабилитация
28-3412
29-Пестель
30-4
31.
1) автор доклада – М.С. Горбачёв
2) название периода – «перестройка»
32.
Предложение:
«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей».
Причины:
1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов;
2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования;
3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере.
33.
1) год, к которому относятся события, – 1917 г.
2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти
3) документ – Декрет о земле
34.
Факты:
1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;
2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;
3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;
4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда.
35.
1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.):
а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;
б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях;
в) завершение перестройки промышленности на военный лад;
г) развитие партизанского движения.
3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.). Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция).
4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.