Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения за 4 класс
Готовые материалы для тестирования Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения за 4 класс с ответами
1. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
В мокром небе кр_чат ул_тающие на юг гуси. Кланяются им вслед д_рев_я машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые лист_я и л_тят за гусями. Вместе с лист_ями л_тят стаи зябликов и жав_р_нков.
Сколько в этом тексте предложений с однородными сказуемыми? Отметь ✓ правильный ответ.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2. Прочитай, вставь пропущенные буквы. Обведи номера предложений, в которых есть однородные члены, соединённые только перечислительной интонацией.
1) М_л_дая восп_тательница ст_яла у _кна и внимательно наблюдала за р_бятишками.
2) В одну секунду девочка оч_тилась возле м_лыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заг _варила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали б_лизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полированными гранями.
5) М_ряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тр__пические д_ревья, обез_ян, попугаев.
Выпиши предложение, в котором есть и главные однородные члены предложения, и второстепенные однородные члены предложения. Подчеркни их.
3. Вставь пропущенные буквы. Расставь знаки препинания.
1) Пришёл жаркий ч_с и сне_ незаметно подтаивает а в л__сной т_шине дятел ровно отстукивает удары по ств__лу.
2) Г_лубиная стая разв_рнулась над з_млёй ее п_лями селами г_родами.
3) Вертолёт работал в_нтами в разные стороны л_тел п_сок.
4) Вот сел солдат у ручья взял скрипочку и стал т_хонько наигрывать.
5) Ст_ит хатка а в ней ж_вет Баба-яга — к_стяная н_га.
6) К_злёночек заплакал вор_тился назад и стал с_стрицу кликать.
Выпиши номера тех простых предложений, в которых однородные члены соединяются с помощью союзов.
4. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
Сашка вышел во двор, но р_бят во дв_ре не было. Он поб_жал за в_рота и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла ст_рушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из п_ст_лета. Ст_рушка вздрогнула и ост_новилась. Она погр_зила пальцем перешла д_рогу и скрылась в переулке.
(По Н. Носову)
Найди и выпиши предложение, в котором однородные члены соответствуют схеме: =, = и =.
Подчеркни в записанном предложении главные и второстепенные члены.
5. Прочитай предложения с однородными членами и впиши союзы: и, а, но. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные второстепенные члены предложения.
1) Вдоль рек озер _____ болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались _____ отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые желтые _____ красные листья появились на деревьях.
4) Галя _____ Катя шли по улице ______ улыбались.
5) Тихо _____ настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котенок не от холода _____ от страха.
7) Медленно рос цветок _____ теперь вдруг вытянулся.
6. Расставь знаки препинания в предложениях.
1) Собрались подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурочку.
2) Деревья расступились и открылся небольшой пляж.
3) Вода осторожно плещет в песок и в кустах шумно возится какая-то птаха.
4) Девочка почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась.
5) Дунул ветер и листья посыпались в темную воду.
6) Катя тяжело вздохнула и медленно побрела дальше, размахивая портфелем.
7) Дверь тихонько скрипнула и в щель просунулась чья-то рука.
Распредели номера предложений по группам с учетом роли союза и.
Союз и соединяет части сложного предложения:
Союз и соединяет однородные члены предложения:
7. Составь из каждой пары простых предложений сложное. Используй подходящие по смыслу союзы (и, но, а, да). Запиши получившиеся предложения.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю. Капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе. Лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро. Постановка знаков препинания пока вызывает трудности.
8. Расставь в предложениях знаки препинания.
1) Почки раскрываются и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. (Е. Чарушин)
2) Тонкие стволики пригнулись к земле и ждут с часу на час освобождения. (М. Пришвин)
3) Синица и клесты поют звонкими голосами. (М. Пришвин)
4) Катя кормила кролика морковкой сеном овсом и сухарями. (Е. Чарушин)
5) Пришёл жаркий час и вот в полной тишине шевельнулась еловая веточка.
Запиши номера предложений, которые соответствуют следующим характеристикам.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и: _____
Сложное предложение, части которого соединены союзом и: _____
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и: _____
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединенными перечислительной интонацией и союзом и: _____
9. Расставь знаки препинания.
1) Во дворе стояла ста рая машина с распахнутыми дверями а над крылечком горел жёлтый фонарь.
2) По лестнице затопали ноги и в комнату вбежал растрёпанный малыш.
3) Перед холодной погодой зяблик не поёт а тревожно скрипит.
4) Старушка загремела ключами но дверь открывать не спешила.
5) Голоса глухо отдавались от просторных и холодных стен.
6) Ещё стояли тёплые дни но осень уже напоминала о себе пятнами желтых листьев и порыжевшей травой.
Отметь ✓ номера предложений, в которых союзы а, но, и соединяют части сложного предложения.
1) 2, 4, 5
2) 1, 2, 6
3) 1, 3, 6
ОТВЕТЫ — Контрольная работа по русскому языку Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения 4 класс
1.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. Кланяются им вслед деревья, машут ветками. С веток срываются красные и жёлтые листья и летят за гусями. Вместе с листьями летят стаи зябликов и жаворонков. (В тексте 2 предложения с однородными сказуемыми.)
2.
1) Молодая воспитательница стояла у окна и внимательно наблюдала за ребятишками.
2) В одну секунду девочка очутилась возле малыша, опустилась на корточки, взяла за руку, тихо и ласково заговорила.
3) Рубашки мальчиков и кофточки девочек сверкали белизной.
4) Резные гайки, болты, шайбы поблёскивают полированными гранями.
5) Моряк побывал во Вьетнаме и в Индонезии, видел тропические деревья, обезьян, попугаев.
3.
1) Пришёл жаркий час, и снег незаметно подтаивает, а в лесной тишине дятел ровно отстукивает удары по стволу.
2) Голубиная стая развернулась над землёй, её полями, сёлами, городами.
3) Вертолёт работал винтами, в разные стороны летел песок.
4) Вот сел солдат у ручья, взял скрипочку и стал тихонько наигрывать.
5) Стоит хатка, а в ней живёт Баба-яга — костяная нога.
6) Козлёночек заплакал, воротился назад и стал сестрицу кликать.
4, 6
4.
Сашка вышел во двор, но ребят во дворе не было. Он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Сашка подпустил её поближе и как бабахнет из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась.
Она погрозила пальцем, перешла дорогу и скрылась в переулке. (=, = и =)
5.
1) Вдоль рек, озёр и болот летели утки.
2) Старик со старухой долго не соглашались, но отпустили Снегурочку по ягоды.
3) Бордовые, жёлтые и красные листья появились на деревьях.
4) Галя и Катя шли по улице и улыбались.
5) Тихо, но настойчиво звучал голос учителя.
6) Задрожал котёнок не от холода, а от страха.
7) Медленно рос цветок, а теперь вдруг вытянулся.
6.
Союз и соединяет части сложного предложения: 2, 3, 5, 7.
Союз и соединяет однородные члены предложения: 1, 4, 6.
7.
1) Таня прикоснулась рукой к шершавому стеблю, и капелька росы из цветка упала ей на лицо.
2) Весна сияла на небе, но лес был засыпан снегом.
3) Словарные слова запоминаются быстро, а постановка знаков препинания пока вызывает трудности.
8.
Простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и: 2.
Сложное предложение, части которого соединены союзом и: 1, 5.
Простое предложение с однородными подлежащими, соединёнными союзом и: 3.
Простое предложение с однородными второстепенными членами, соединёнными перечислительной интонацией и союзом и: 4.
9.
Союзы а, но, и соединяют части сложных предложений 1, 2, 6.