Готовые материалы для тестирования Тест по литературе Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» за 5 класс с ответами
Вариант 1
1. Озабоченный судьбой крестьянских детей, поэт противопоставляет их дворянским («барским») детям:
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?
2. К какому художественному приёму прибегает поэт в приведённом описании: «Всё серые, карие, синие глазки — // Смешались, как в поле цветы«?
3. Назовите форму речи, которую использует Н.А. Некрасов в рассказе о встрече с Власом:
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
4. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов?
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно?
5. Поэт так рассказывает о проделках своей собаки:
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу,
— Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!
Фингалушка скорчил серьёзную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лёг — и сердито рычал».
Замените выделенное слово общеупотребительным словом.
6. Почему в размышлениях поэта о крестьянских детях выделенные слова заключены в кавычки?
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей»,
— Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им…?
7. Какими качествами крестьянских детей восхищается поэт? О чём сожалеет? Чем вызвано это чувство? Свои слова подтвердите текстом.
Вариант 2
1. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, использованные Н.А. Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети»? «И ей ли, под солнечным зноем рождённой // И в фартуке с поля домой принесённой, // Бояться смиренной лошадки своей?..», «Играйте же, дети! Растите на воле!», «… пусть обаянье поэзии детства // Проводит вас в недра землицы родной!..»?
2. Для усиления выразительности речи Н.А. Некрасов прибегает к изменению обычного порядка слов, например: «Ружье! погляди-тко: стволина двойная, // Замочки резные…» Как называется этот приём?
3. Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Синеющей лентой, извилистой, длинной, // Река луговая»?
4. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
«Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!»?
5. В словах крестьянских ребят об охотнике, с которым они встретились, содержится скрытая насмешка:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!..
Как называется этот приём?
6. Рассматривая крестьянских ребятишек, автор обращает внимание не на то, как они одеты, а на их глаза:
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы:
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!..
Я замер: коснулось души умиленье…
Как вы понимаете выделенные слова?
7. Какими качествами личности, по-вашему, обладает автор-повествователь, рассказавший о своих впечатлениях от общения с крестьянскими детьми? Свои слова подтвердите текстом.
Ответы на тест по литературе Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» 5 класс
Вариант 1
1. антитеза, контраст
2. сравнение
3. диалог
4. повтор
5. дичь
Вариант 2
1. риторические
2. инверсия
3. сравнение
4. портрет
5. ирония