1

Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи для за 9 класса

Готовые материалы для тестирования Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи для за 9 класса с ответами

Вариант 1

А1. В каком словосочетании нет ни синонимов, ни антонимов?

1) скучный, тоскливый день
2) то молчал, то много говорил
3) пришёл и сразу же ушёл
4) безветренный и жаркий день

А2. Укажите значение слова абсурдный.

1) мелкий, ничтожный
2) некрасивый
3) смешной, курьёзный
4) нелепый, бессмысленный

А3. В каком предложении вместо слова барский надо употре­бить слово барственный?

1) Рядом с БАРСКИМ домом находился флигелёк, в котором и жил доктор.
2) Его БАРСКИЙ вид всегда немного смущал меня.
3) Эти БАРСКИЕ замашки мало кому нравились.
4) Это была любимая БАРСКАЯ охотничья собака.

А4. В каком предложении есть речевая ошибка?

1) Да он тихий: мухи не обидит.
2) Дом его стоял на косогоре.
3) Этот опыт имел большую роль в дальнейшем развитии исследования.
4) Развитие этой отрасли потребовало много денежных средств.

A5. Каково лексическое значение устаревшего слова кафтан?

1) длиннополая мужская верхняя одежда
2) льняная рубашка, расшитая бисером
3) широкие мужские брюки
4) большая шляпа для работы в поле

В1. Выпишите из предложения слово, употреблённое в переносном значении.

Твёрдый характер нашего героя помог ему добиться цели.

В2. Замените фразеологизм из данного предложения стилистически нейтральным синонимом.

На званом вечере она была белой вороной и поэтому вскоре ушла.

С1. Напишите, для чего в речи нужны фразеологизмы.

Вариант 2

А1. Какое предложение содержит антонимы?

1) Жаркий день сменился холодной и ветреной ночью.
2) Несмотря на прохладную погоду, в саду распустились розы.
3) Мы шли медленным шагом, иногда останавливались, чтобы набраться сил.
4) Скучать было некогда: работы невпроворот.

А2. Какое из слов имеет значение бдительный?

1) любопытный
2) пытливый
3) внимательный, тщательно охраняющий, неослабный
4) интересующийся чем-то новым

А3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Украшали пруд водяные лилии.
2) Ребёнка нужно было одеть в тёплое пальто.
3) Мне оставалось только одеть шапку.
4) Абонент долго не отвечал.

А4. В каком предложении есть речевая ошибка?

1) Море было спокойно, и лишь лёгкий ветерок иногда рябил воду.
2) Я привезла памятный сувенир.
3) Село осветила полная луна.
4) Распустилась черёмуха — жди холодов.

A5. Каково лексическое значение устаревшего слова яхонт?

1) старинное название золота
2) старинное название рубина и сапфира
3) старинное название серебра
4) пояс из куска ткани

В1. Выпишите из предложения слово, употреблённое в пере­носном значении.

Это был хорошо образованный человек, человек с же­лезной волей.

В2. Замените фразеологизм из предложения стилистически нейтральным синонимом.

Проекту молодого архитектора сразу же дали зелёную улицу.

С1. Напишите, для чего в речи нужны фразеологизмы.

Ответы на тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи для 9 класса
Вариант 1
А1-4
А2-4
А3-2
А4-3
А5-1
В1. твердый
В2. чужой, непохожий
С1. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека — его отношение к труду, к другим людям, личные достоинства и недостатки — в образной форме. Для того, чтобы в речи, диалоге добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Фразеологизмы позволяют выразить эмоции, впечатления, отношения гораздо более емко, точно, ясно и эмоционально.
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-3
А4-2
А5-2
В1. железной
В2. приняли, одобрили
С1. В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, в яркости ,точности. Фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.