1

Тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами за 9 класс

Готовые материалы для тестирования Тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами за 9 класс с ответами

Вариант 1

А1. Укажите сложносочинённое предложение.

1) В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.
2) День жаркий, на небе ни облачка.
3) Прискакал к утёсу, а там река ревёт, как бешеный зверь.
4) Приветствую тебя, первый гость обновлённой природы, милый певец — жаворонок!

А2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

1) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
2) Можно было пройти по всему дому и не встретить ни души.
3) Длинная аллея привела меня к кустам шиповника, за кото­рыми возвышался зелёный холм.
4) Прихватил мороз, и на первом рассвете выпал зазимок.

А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

1) То шёл пушистый снег, то каплями летела в лицо изморозь.
2) Небо начало проясняться, но было ещё сумрачно.
3) Ветер был довольно сильный, и сосны издавали негром­кий скрип.
4) Я слышал, как ко мне постучал хозяин.

А4. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

1) Над Москвой было ещё светло, и небо зеленело к западу.
2) Ночью шёл тихий дождь, однако к вечеру погода разгу­лялась.
3) Мимо то пролетали гуси, то с тоскливыми криками про­носились журавли.
4) Пробил третий звонок, и поезд тронулся.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Зима ударила (1) морозом по полям (2) по лесам (3) и за­кружила (4) позёмка по дорогам.

1) 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 2, 4

В1. Укажите вид этого сложного предложения.

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

В2. Из предложения выпишите союз и укажите его роль в пред­ложении.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она ми­ла, читатель дорогой.
(А. Пушкин)

С1. Напишите о роли противительных союзов в сложносочинён­ных предложениях.

Вариант 2

А1. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Кто-то шепчет и смеётся сквозь лазоревый туман.
2) Луна зашла за тучу, и берега стало не видно.
3) Сверкали молнии, гремел гром, лил дождь.
4) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

А2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

1) Луна взошла, но нам её было не видно.
2) Тишина не нарушалась ничем, однако какие-то звуки ви­тали в воздухе.
3) День был безветренный, и жара усиливалась с каждым часом.
4) Или мне было плохо от сказанных сгоряча слов, или это начиналась мучающая меня лихорадка.

А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

1) Целый день шёл дождь, и теперь тоже тихонько накрапы­вало.
2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит.
3) За мною жадно бушевало море, а вдали высились и гу­дели тополя.
4) В комнату пробился свет, и больной недовольно поднял голову.

А4. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

1) Погода была ветреная и сырая, зато воздух был свеж и прохладен.
2) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
3) Ночью шумел за окнами ливень, днём также было дожд­ливо.
4) Я притаился у забора, и мальчик верной поступью про­шёл мимо меня.

A5. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном пред­ложении?

Кругом простиралось огромное поле (1) и только слева (2) тянулся молодой (3) только что взошедший (4) лесок.

1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2

В1. Запишите вид этого сложного предложения.

Было темно и тихо, и только изредка тишину прерывал звук дальней электрички.

В2. Из предложения выпишите союз и укажите его роль в пред­ложении.

Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скати­ла, и мирный вечера пожар волна морская поглотила.
(Ф. Тютчев)

С1. Напишите о роли соединительных союзов в сложносочиненном предложении.

Ответы на тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
А5-2
В1. сложносочиненное
В2. но — соединяет части сложносочинённого предложения
С1. В противительных предложениях (с союзами но, да, однако, зато, а и др.) выражаются различные виды противительных отношений: противительно-ограничительные, противительно-уступительные, противительно-возместительные и др. Все эти виды отношений основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях.
Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-3
В1. сложносочиненное
В2. и — соединяет части сложносочинённого предложения
С1. Соединительный союз соединяет однородные члены предложения (мальчики прыгали и бегали) или две грамматические основы (звонок прозвенел и урок начался).