Тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами за 9 класс
Готовые материалы для тестирования Тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами за 9 класс с ответами
Вариант 1
А1. Укажите сложносочинённое предложение.
1) В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.
2) День жаркий, на небе ни облачка.
3) Прискакал к утёсу, а там река ревёт, как бешеный зверь.
4) Приветствую тебя, первый гость обновлённой природы, милый певец — жаворонок!
А2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
1) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
2) Можно было пройти по всему дому и не встретить ни души.
3) Длинная аллея привела меня к кустам шиповника, за которыми возвышался зелёный холм.
4) Прихватил мороз, и на первом рассвете выпал зазимок.
А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
1) То шёл пушистый снег, то каплями летела в лицо изморозь.
2) Небо начало проясняться, но было ещё сумрачно.
3) Ветер был довольно сильный, и сосны издавали негромкий скрип.
4) Я слышал, как ко мне постучал хозяин.
А4. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
1) Над Москвой было ещё светло, и небо зеленело к западу.
2) Ночью шёл тихий дождь, однако к вечеру погода разгулялась.
3) Мимо то пролетали гуси, то с тоскливыми криками проносились журавли.
4) Пробил третий звонок, и поезд тронулся.
A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Зима ударила (1) морозом по полям (2) по лесам (3) и закружила (4) позёмка по дорогам.
1) 2, 3, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 2, 4
В1. Укажите вид этого сложного предложения.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
В2. Из предложения выпишите союз и укажите его роль в предложении.
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
(А. Пушкин)
С1. Напишите о роли противительных союзов в сложносочинённых предложениях.
Вариант 2
А1. Укажите сложносочинённое предложение.
1) Кто-то шепчет и смеётся сквозь лазоревый туман.
2) Луна зашла за тучу, и берега стало не видно.
3) Сверкали молнии, гремел гром, лил дождь.
4) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
А2. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
1) Луна взошла, но нам её было не видно.
2) Тишина не нарушалась ничем, однако какие-то звуки витали в воздухе.
3) День был безветренный, и жара усиливалась с каждым часом.
4) Или мне было плохо от сказанных сгоряча слов, или это начиналась мучающая меня лихорадка.
А3. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
1) Целый день шёл дождь, и теперь тоже тихонько накрапывало.
2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит.
3) За мною жадно бушевало море, а вдали высились и гудели тополя.
4) В комнату пробился свет, и больной недовольно поднял голову.
А4. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
1) Погода была ветреная и сырая, зато воздух был свеж и прохладен.
2) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.
3) Ночью шумел за окнами ливень, днём также было дождливо.
4) Я притаился у забора, и мальчик верной поступью прошёл мимо меня.
A5. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении?
Кругом простиралось огромное поле (1) и только слева (2) тянулся молодой (3) только что взошедший (4) лесок.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2
В1. Запишите вид этого сложного предложения.
Было темно и тихо, и только изредка тишину прерывал звук дальней электрички.
В2. Из предложения выпишите союз и укажите его роль в предложении.
Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила, и мирный вечера пожар волна морская поглотила.
(Ф. Тютчев)
С1. Напишите о роли соединительных союзов в сложносочиненном предложении.
Ответы на тест по русскому языку Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-2
А5-2
В1. сложносочиненное
В2. но — соединяет части сложносочинённого предложения
С1. В противительных предложениях (с союзами но, да, однако, зато, а и др.) выражаются различные виды противительных отношений: противительно-ограничительные, противительно-уступительные, противительно-возместительные и др. Все эти виды отношений основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях.
Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-3
В1. сложносочиненное
В2. и — соединяет части сложносочинённого предложения
С1. Соединительный союз соединяет однородные члены предложения (мальчики прыгали и бегали) или две грамматические основы (звонок прозвенел и урок начался).