image_pdfСкачат тестimage_printРаспечатать тест

Готовые материалы для тестирования Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2019 года с ответами

Часть 1

Ответом к заданиям 1–22 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?

Научный метод

1) моделирование
2) измерение
3) эксперимент
4) кольцевание

2. В каком из следующих положений отражена сущность клеточной теории?

1) Из клеток состоят только животные и растения.
2) Клетки всех организмов близки по своим функциям.
3) Все организмы состоят из клеток.
4) Клетки всех организмов имеют ядро.

3. Плесневые грибы человек использует при

1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина

4. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют

1) клубнем
2) корнеплодом
3) корневищем
4) ягодой

5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,

1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение

6. Поступление кислорода в тело гидры происходит через

1) жаберные щели
2) дыхальца
3) клетки щупалец
4) всю поверхность тела

7. Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.

Попугай

1) летающими насекомыми
2) мышевидными грызунами
3) твёрдыми плодами
4) зелёными побегами

8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) забота о потомстве

9. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

1) периферическому отделу
2) центральному отделу
3) коре больших полушарий
4) подкорковым ядрам

10. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

Сустав человека

1) тазобедренный
2) коленный
3) плечевой
4) локтевой

11. До применения вакцины многие дети болели коклюшем. Иммунитет какого типа возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный

12. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?

Схема строения сердца человека

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

13. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают площадь поверхности соприкосновения пищи со стенкой кишечника

14. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи

15. В каком органе расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

Гимнаст

1) полукружных каналах
2) гипоталамусе
3) сетчатке
4) улитке

16. Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

1) характера
2) памяти
3) эмоции
4) потребности

17. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут

18. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?

1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов

19. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

Отпечаток археоптерикса

1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами

20. Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур?

График зависимости скорости химических реакций в живом организме от температуры

Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры

1) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт
2) медленно растёт на всем протяжении графика
3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
4) колеблется в интервале 12–30 усл. ед.

21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

ОбъектПроцесс
Хранение продуктов жизнедеятельности растительной клетки
ЛизосомаВнутриклеточное пищеварение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро
2) вакуоль
3) рибосома
4) митохондрия

22. Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр.

23. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование зубной щёткой больного СПИДом
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки

24. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319 г.
2) Взрослые животные не уживаются друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

25. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Признаки

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.

Классы

1) Насекомые
2) Паукообразные

26. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности.

1) На влажную бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте тарелку в тёплое место.

27. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите.

Типы клеток

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – ___________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного ___________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая ___________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных ___________(Г) и синезелёных.

Перечень терминов:

1) хромосома
2) прокариоты
3) цитоплазма
4) кольцевая молекула
5) ядро
6) одноклеточное животное
7) бактерия
8) эукариоты

28. Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку.

Лист дуба черешчатого

А. Тип листа

1) черешковый
2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое

В. Форма листа

Форма листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части

Д. Форма края листа

Форма края листа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Происхождение живых существ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

29. Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

30. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)

Таблица 1

1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32.

Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Таблица 2

Таблица 3
Энергозатраты при различных видах физической активности

Таблица 3

31. Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером) активно тренируется со своими подругами. В свободное время между тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания.

Используя данные таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

32. Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

Ответы на демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2019 года
1-2
2-3
3-3
4-4
5-4
6-4
7-3
8-1
9-1
10-3
11-2
12-4
13-4
14-1
15-1
16-2
17-3
18-1
19-2
20-3
21-2
22-2
23-456
24-346
25-121221
26-531264
27-2547
28-14125
29.
1) восемь банок, марля; ИЛИ банки и марля;
2) мясной бульон;
3) черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами.
30.
1) натрий; ИЛИ натрий (в составе солей);
2) глюкоза;
3) в извитых каналах нефрона глюкоза активно всасывается в кровь.
31.
Энергозатраты тренировки – 900 ккал.
Рекомендуемые блюда: мороженое с шоколадным наполнителем, сэндвич с мясной котлетой, салат овощной, чай с сахаром (две чайные ложки).
Калорийность рекомендованного обеда – 878 ккал; количество белков – 48 г.
32.
1) белок – это основной строительный материал для тела. Из белка состоят мышцы и связки, кожа и внутренние органы;
2) белок может использоваться в качестве источника энергии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *